Формирование функциональной грамотности начинается в начальной школе
«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь» (К.Д. Ушинский)
20 октября 2022 года на базе МБОУ «Средняя школа № 5» состоялся первый в этом учебном году практический семинар для молодых учителей начальной школы, а также для учителей, у которых тема «Формирование функциональной грамотности младших школьников: опыт педагогов» вызвала профессиональный интерес.
Перед учителями начальных классов поставлена задача развития функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности как фактора достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях обновления ФГОС начального общего образования.
Участникам семинара были представлены урок окружающего мира в 1 классе на тему «Кто такие птицы?» (учитель Буймова Ксения Алексеевна) и внеурочное занятие по развитию финансовой грамотности во 2 классе на тему «Карманные деньги» (учитель Степанова Таисия Ивановна).
Заместитель директора по УВР в начальной школе, Харитонова Татьяна Владимировна, поделилась опытом работы по формированию функциональной грамотности младших школьников в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5». В своей презентации она рассказала присутствующим об опыте работы школы по формированию функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности, в частности, по финансовой грамотности. Итоги работы подвела Сергеева В.Н., методист МКУ «Лужский информационно-методический центр». Она сделала обзор методических материалов по трём направлениям: формирование функциональной грамотности младших школьников, конструирование современного урока в начальной школе и активные методы обучения, советы молодым учителям (схема конспекта урока, рекомендованная ЛОИРО, схема технологической карты урока). Этими материалами можно воспользоваться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/dHlNW-Rf58WMpQ
На этапе рефлексии 100 % участников отметили, что считают тему семинара актуальной и полезной для себя. Некоторые коллеги задумались о важности темы, предложили к рассмотрению новые вопросы для обсуждения по проблеме формирования функциональной грамотности на следующих встречах.
Во время обсуждения учебных занятий учителя отметили, что урок Ксении Алексеевны Буймовой соответствует современным требованиям к уроку, деятельность педагога ориентирована на достижение планируемых результатов в соответствии с требованиями ФГОС, направлена на формирование функциональной грамотности младших школьников. Стоит напомнить, что эти дети пришли в школу чуть более месяца назад. И все коллеги понимают, как сложно давать открытый урок в 1 классе в адаптационный период. Стаж работы Буймовой К.А. всего пять лет, но она активно использует методы системно – деятельностного подхода к обучению: приём «Да - нет» с движениями, работа в парах на этапе актуализации знаний; приём «Яркое пятно» (рассказ Муравья), проблемные вопросы вызывают затруднение при подведении к новой теме. Учитель использует слайды презентации по теме, аудиозапись с голосами птиц, проводит практическую работу с натуральными предметами - перьями птиц (что вызвало полный восторг у детей). Она органично вводит дополнительный и занимательный материал по теме урока с участием детей, организует эмоциональную рефлексию и рефлексию деятельности обучающихся. Урок должен решать и воспитательные задачи. И дети после получают задание на каникулы изготовить птичьи кормушки. Обсуждение открытых уроков полезно и учителю, и присутствующим на них коллегам. Отмечая достоинства урока, коллеги дают советы и рекомендации по совершенствованию его отдельных этапов. Идёт процесс взаимного обучения.
Внеурочное занятие по финансовой грамотности во 2 классе на тему «Карманные деньги» вызвало большой интерес у участников семинара. Опытный учитель, Таисия Ивановна Степанова, выбрала проблемно – поисковую технологию с использованием ИКТ. Дети работали в парах, в группах. Второклассники самостоятельно сформулировали тему занятия, отгадав загадку и используя опорные слова. Прочитав и обсудив рассказ «Помогите зайчику», они познакомились со словом «копить» и подобрали к нему синонимы. После просмотра м/ф «Уроки тётушки Совы «Карманные деньги» дети обсуждают, как распоряжаться карманными деньгами. В процессе игры «Груша – яблоко» дети работают с бумагой и ножницами и приходят к выводу, что расходы денег, как и бумаги, надо планировать заранее. Ученики решают задачу, в которой надо помочь мальчику Пете накопить деньги на игрушку. Большой интерес вызвала у школьников практическая игра «Магазин». У ребят были реальные деньги и конкретная задача купить хлеб на 100 рублей на ужин по просьбе мамы из своих карманных денег. Используя виртуальный «Магазин» и «кассы» для денег на партах детям было предложено пройти через разные отделы магазина раньше, чем они оказались в хлебном отделе. Интрига этого этапа занятия состояла в том, что кому – то из детей денег на хлеб не хватило, они потратили их в других отделах. Подводя итог занятия, учитель провела тест с пропуском слов на проверку усвоения знаний. На занятии использована интересная физкультурная минутка в форме игры «Накопи монетку», занимательные стихотворения по теме занятия. Учебное занятие вызвало у второклассников только положительные эмоции, как и у учителей, посетивших это занятие. Все присутствующие сделали вывод о пользе таких внеурочных занятий, реально необходимых для жизни.
Источник: https://vk.com/club198687744 |